Библиотека советской учебной литературы

Мы в соц.сетях:
Группа Вконтакте Группа Twitter Канал YouTube

Русская литература (1965)

А.А. Зерчанинов, Д.Я. Райхин

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебник для средней школы

23-е издание

Москва «Просвещение» 1965

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Шестидесятые годы

Общий очерк эпохи. Борьба вокруг крестьянского вопроса.

А. И. Герцен

Основные факты общественно-политической и литературной деятельности А. И. Герцена. «Полярная звезда». «Колокол». «Былое и думы».

Литературная борьба

«Современник». Раскол в редакции «Современника». После раскола. Последние годы существования «Современника».«Русское слово». «Библиотека для чтения». «Русский вестник».

Сатирическая журналистика 60-х годов. «Свисток» и «Искра»

«Свисток» и «Искра». «Искра». В. С. Курочкин.

Н. А. Добролюбов

Жизненный путь. Добролюбов в «Современнике». Критическая деятельность Добролюбова. Д. И. Писарев. Основные идеи критической деятельности Писарева.

Писатели-разночинцы

Н. Г. Помяловский. Ф. М. Решетников.

Поэты «чистого искусства»

А. А. Фет. А. Н. Майков.

Ф. И. Тютчев

Живопись и музыка 60-х годов

«Передвижники». Музыка. «Могучая кучка».

И. А. Гончаров

Жизнь и творчество И. А. Гончарова. Детство и юность. Университет. Служба. Начало литературной деятельности. «Обыкновенная история». Новые литературные планы. Кругосветное путешествие. Окончание романа «Обломов». Новая" служебная "деятельность и отставка. «Обрыв». Последние годы жизни. Трилогия Гончарова.

Роман «Обломов»

Образ Обломова. Крепостное право и обломовщина. Тип Обломова в оценке Добролюбова. Образ Захара. Образ Андрея Штольца. Женские образы в романе. Особенности художественной формы романа. Значение творчества Гончарова.

А. Н. Островский

Жизнь и творчество А. Н. Островского. Детство и юношеские годы. Служба. Начало драматургической деятельности. «Банкрот». Творчество Островского в 50-е годы. Дворяне и промышленники нового типа в пьесах Островского. Образы тружеников. «Снегурочка». Жизнь Островского в 60 — 80-е годы.

Драма «Гроза»

Бытовой фон пьесы. Действующие лица «Грозы». Образ Дикого. Кабаниха. Тихон и Борис. Образ Катерины. Образ Кулигина. Добролюбов о драме «Гроза». Приёмы композиции и характеристики в «Грозе». Островский как мастер-драматург.

Значение творчества А. Н. Островского.

И. С. Тургенев

Биография. «3аписки охотника». Образы крестьян. Образы помещиков.

Романы Тургенева

«Рудин». «Дворянское гнездо». «Накануне».

«Отцы и дети»

Базаров. Павел Петрович. Николай Петрович. Аркадий. Старики Базаровы. Современники об «Отцах и детях». Художественные особенности романа «Отцы и дети». Повести и рассказы. Последние произведения Тургенева. Значение творчества Тургенева.

Н. Г. Чернышевский

Жизнь Н. Г. Чернышевского. Детство и юность. После университета. Чернышевский в редакции «Современника». Чернышевский в крепости. Гражданская казнь. В ссылке. Последние годы жизни Чернышевского.

Эстетическое учение Чернышевского

Содержание и назначение искусства в эстетике Чернышевского. Определение прекрасного в эстетике Чернышевского.

Роман «Что делать?»

История создания и напечатания романа. Прототипы героев романа «Что делать?». Образ новой женщины. Лопухов и Кирсанов. Образ Рахметова. Общество будущего в романе. Композиция романа. Особенности жанра романа и эстетическая теория Чернышевского. Условия создания романа и особенности его языка. Полемический характер романа. Оптимизм романа. «Что делать?» и литературно-политическая борьба 60—70-х годов.

Н. А. Некрасов

Детские и отроческие годы Некрасова. Юношеские годы. Петербургские мытарства. Дружба с Белинским: Некрасов — редактор «Современника». Некрасов в 60-е годы. Переход «Отечественных записок» к Некрасову. Последние годы жизни поэта.

Творчество Н. А. Некрасова

Родина в поэзии Некрасова. Образы вождей революционной демократии в поэзии Некрасова. Образ Белинского. Образы Добролюбова и Чернышевского. Некрасов о поэте и поэзии. Образ музы в поэзии Некрасова. Образ поэта в лирике Некрасова. Некрасов о задачах поэзии. «Поэт и гражданин». «Элегия». Городские мотивы в творчестве Некрасова. Некрасов — поэт труда. Некрасов — поэт революционной крестьянской демократии.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Замысел и сюжет поэмы. Жизнь народа и образы крестьян в поэме. Образ женщины-крестьянки. Образы помещиков. Образ «народного заступника». Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Связь поэмы с народным творчеством. Язык и стих поэмы. Особенности художественного мастерства Некрасова.

Значение творчества Некрасова.

Семидесятые—восьмидесятые годы

Политическая борьба в 70-х годах. Художественная литература 70-х годов. Ф. М. Достоевский. Н. С. Лесков. Реакция 80-х годов. Общий характер литературы 80-х годов. С. Я. Надсон. В. М. Гаршин. Искусство в 70—90-х годах. Живопись и скульптура. Музыка.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь М. Е. Салтыкова - Щедрина. Детство и юность. Начало литературной деятельности. Ссылка. «Губернские очерки». Служебная деятельность Щедрина накануне реформы 1861 г. Щедрин в редакции «Современника» и «Отечественных записок». Последние годы жизни писателя.

«История одного города».

Роман «Господа Головлевы»

«Господа Головлёвы» и «усадебная» литература 60—70-х годов. Тема, сюжет и идея романа. Образ Арины Петровны Головлёвой. Образ Иудушки. Образ Иудушки в использовании В. И. Ленина.

Сказки

Время создания сказок. Причины обращения Щедрина к сказочному жанру. Царская цензура и сказки Щедрина. Основные темы сказок Щедрина. Народ и самодержавие в сказках Щедрина. Народ и господствующие классы. Буржуазная обывательская интеллигенция в сказках Щедрина.

Художественное своеобразие сказок Щедрина

Народность н реализм сказок Щедрина. Гипербола и гротеск. Связь сказок Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством. Особенности языка сказок Щедрина.

Значение творчества Щедрина.

Л. Н.Толстой

Биография Л. Н. Толстого. Детство. Юность. После университета. Военная служба и начало литературной деятельности. «Детство», «Отрочество», «Юность». «Севастопольские рассказы». «Казаки». «Люцерн». Толстой-педагог. Общественная деятельность Толстого в 60-х годах. Создание романа «Война и мир». Как работал Л. Толстой. Продолжение педагогической работы. «Анна Каренина». Переход на позиции патриархального крестьянства. В Ясной Поляне. Последние годы жизни. Литературная деятельность после идейного перелома. Роман «Воскресение». Позиции Толстого в 900-е годы. Смерть Толстого.

«Война и мир»

История создания романа. Столичное и поместное дворянство. Образ Андрея Болконского. Образ Пьера Безухова. Наташа Ростова и Марья Болконская. Изображение войны. Народ и Отечественная война. Образ Кутузова. Проблема «мужика» в романе. Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Образ Наполеона. Противоречия Толстого.

Художественная форма романа

Композиция романа. Реализм Толстого. Приёмы раскрытия образа у Толстого. Пейзаж в романе. Язык романа.

Толстой в оценке В. И. Ленина

Толстой и мировая литература.

А. П. Чехов

Биография А. П. Чехова. Детство и гимназические годы. Университет и начало литературной деятельности. Доктор Чехов. Литературная слава. Идейные позиции писателя. Поездка на Сахалин. Общественная деятельность. Мелиховский период. Болезнь. Жизнь в Ялте. Смерть Чехова.

Рассказы Чехова

Первый период творчества. Переход к общественным темам. Толстовство и теория «малых дел» в изображении Чехова. Повести «Мужики», «В овраге». «Ионыч». Композиция «Ионыча». «Невеста».

Чехов как мастер реалистического рассказа

Реализм и психологизм рассказа Чехова. Композиция чеховского рассказа. Язык рассказов. Использование образов Чехова В. И. Лениным.

Чехов-драматург.

«Вишнёвый сад»

Дворянство в пьесе. Образ Лопахина. Образы Трофимова и Ани. Второстепенные персонажи пьесы. Чехов как драматург-новатор. Чехов и мировая литература.

Мировое значение русской классической литературы.

Скачать

Комментарии:

Афи 2014-09-25 18:18:50 Увы, в этом варианте нет нескольких страниц! Полная версия тут: https://yadi.sk/d/VaUvINMibfBzw
Разделы сайта Наверх