Библиотека советской учебной литературы

Мы в соц.сетях:
Группа Вконтакте Группа Twitter Канал YouTube

21 апреля 2012

Российское образование: с небес на землю

Еще совсем недавно советское образование считалось одним из лучших в мире. Сегодня специалисты, вышедшие из многих российских вузов, остаются невостребованными даже в своей стране. По числу держателей диплома о высшем образовании Россия занимает одно из первых мест в мире. Однако большое число студентов не всегда связано с тягой к знаниям: одни пытались «откосить» от армии, другие просто стремились получить диплом, следуя социальным стереотипам.

Большое внимание развитию образования уделяется в Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, однако многие инициативы авторов довольно спорны. Ее разработчики считают, что «в основе завтрашней экономики – не трубы и даже не природные ресурсы, а постиндустриальные технологии». Это сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала, – образование, медицина, IT, медиа и дизайн. Эти отрасли создаются «креативным классом» – людьми творческого труда в ходе их обычной работы.

В то же время разработчики признают, что нынешнее профессиональное образование не соответствует потребностям рынка труда. «Из-за этого возник навес выпускников вузов с невысоким качеством образования».

Проблему квалифицированных рабочих предлагается решить с помощью отмены госзаказа в бакалавриате и перехода к финансированию вузов по принципу «деньги следуют за студентом». Право на бюджетную форму обучения получат лишь студенты, сдавшие ЕГЭ на «хорошо» и «отлично», а семьи с низкими доходами могут воспользоваться программами образовательного кредитования. Правда, даже к 2020 году такие программы будут доступны всего лишь трети российских студентов, платящих за обучение.

Впрочем, в любом случае увлекаться кредитами не стоит. В конце марта федеральный резервный банк Нью-Йорка опубликовал доклад, в соответствии с которым суммарный долг по образовательным кредитам в США достиг отметки в 1 трлн долларов – американцы задолжали за обучение больше, чем за автомобили, ипотеку и превышение лимитов по кредитным картам. По словам президента США Барака Обамы, долг среднестатистического американца после получения высшего образования составляет 24 тыс. долларов.

Вызовы современной экономики и развитие цифровых технологий сближают научные дисциплины, заставляя ученых делать открытия на стыке наук. В будущем рамки между некоторыми научными дисциплинами будут стерты, в результате чего отдельные профессии станут синтетическими, совмещающими творческие и технические черты. Тема коммерциализации знаний и изобретений далеко не нова, и современным ученым можно только поучиться у своих знаменитых предшественников. Например, нобелевский лауреат и один из изобретателей радио Маркони заработал миллионы на производстве и продаже оборудования. Его компания обеспечивала радиотехникой предприятия по обе стороны океана. Океанские лайнеры того времени имели на борту радиотелеграфы именно от его компании.

Но сегодня бизнес предпочитает покупать готовые западные решения, а не спонсировать отечественных исследователей. Государство также чаще заинтересовано в относительно устаревших, зато более дешевых технологиях. Молодые ученые оказываются меж двух огней и без чьей-либо поддержки, в то время как США в 2010 году выделили только одному вузу 500 млн долларов, а общий вклад государства в фундаментальную науку за год составил 50 млрд.

Особенно тяжелая ситуация сложилась с квалифицированными рабочими кадрами. Решить проблему с помощью мигрантов, как это сейчас делается в сфере ЖКХ, торговле и строительстве, не получится. Директор департамента развития профессионального образования Минобрнауки Геннадий Шепелев сообщил, что дефицит кадров по начальному и среднему образованию в России существует уже сейчас. А через 2-3 года из-за демографической ситуации дефицит кадров обострится и по высшему профобразованию.

Директор департамента труда и занятости Ханты-Мансийского автономного округа Алексей Варлаков на общественных слушаниях в регионе заметил: «У нас вакансий больше, чем безработных. Проблема в другом – люди не хотят работать по предлагаемым специальностям». Немногие из людей с высшим образованием готовы заняться рабочей профессией. Обычно в таких случаях государство предлагает предпринимательскую деятельность. Так, за последние 3 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось в 2 раза. Каждый седьмой житель Югры задействован в этой сфере. Но гораздо чаще молодежь к окончанию обучения в школе просто не имеет профессиональных ориентиров. Не всегда перед глазами есть достойный пример или карьера родителей не всегда устраивает старшеклассников, а собственному мнению о том, «кем я хочу стать, когда вырасту», взяться просто неоткуда». «Вроде мне ничего особо не интересно или интерес быстро пропадает, поэтому я до сих пор не знаю, что буду делать дальше. В моей школе всем наплевать, кто куда пойдет после ее окончания», – рассказывает в одной из социальных сетей девушка, которая не может определиться с выбором вуза. И тут же находит оправдание для этой ситуации: «Хотя время такое, каждому есть дело только до себя».

Авторы «Стратегии-2020» предлагают создать программы прикладного бакалавриата для вузов и учреждений профессионального образования. Система начального и среднего профессионального образования может быть переведена на короткие программы прикладных квалификаций. Это напоминает советскую систему профориентирования для старшеклассников. Школьники могли пройти ускоренные курсы и выбрать специальность, чтобы затем пойти учеником на производство или в профильное учебное заведение.

На практике такие программы постепенно возвращаются, хотя результаты пока довольно скромные. Так появилась специальная программа для подготовки сварщиков в Псковской области, которую организовали завод «Псковэлектросвар», администрация области и Технологического университета имени К.Э. Циолковского. По словам директора предприятия, заводу выделили 12 мест, обучение по специальности «Металлургия» будет реализовываться в рамках государственной целевой программы по подготовке кадров на средства федерального бюджета. В случае успеха этой программы такая практика может стать массовой. Впрочем, добиться бюджетных мест в вузе мало. Главное – заинтересовать молодых будущих специалистов.

Анастасия Казимирко-Кириллова, ТПП-Информ

Источник: tpp-inform.ru

Разделы сайта Наверх