Библиотека советской учебной литературы

Мы в соц.сетях:
Группа Вконтакте Группа Twitter Канал YouTube

11 марта 2012

Образование требует профессионализма

Советская система образования считалась одной из лучших в мире. Сегодня для успешного развития новой России необходима разработка собственной системы образования, которая отвечала бы современным требованиям развития общества и экономики. ТПП РФ, возглавляемая президентом Сергеем Катыриным, уделяет этой проблеме первостепенное внимание. На площадке Палаты неоднократно проходили общественные слушания, на которых обсуждался проект закона «Об образовании в РФ».

Корреспондент ТПП-Информ обратился к председателю комиссии по экономике интеллектуальной собственности комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, генеральному директору Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса доктору экономических наук Борису Леонтьеву с просьбой высказать свои соображения по этому вопросу.

– Закон «Об образовании» не должен преследовать цели обеспечения прав и свобод человека в образовании. Он должен быть направлен на воспитание и образование интеллектуальной личности, востребованной во всех сферах деятельности народного хозяйства. Гарантии прав и свобод должны относиться к конституционной норме и быть принципом, но не целью. Целями должны быть конечные результаты воспитательной и образовательной деятельности, а именно высокообразованные граждане, востребованные в российской и мировой экономике.

К сожалению, проект закона не дает ответа на важнейшие, ключевые вопросы. Что такое качество образования? Как выявлять и продвигать таланты? Кто может быть авторами школьных учебников и почему их не должно быть сколько угодно?

Проект закона «Об образовании» не делит образовательную сферу на государственную и коммерческую. Он более отвечает рыночной экономике, где много свободы для недостаточно ответственных действий. Одним из основных его недостатков является отсутствие четко установленных форм образовательных организаций с квалификационными требованиями к каждой из них. Когда в законе говорится, что статус и форму образовательной организации определяют учредители по согласованию с министерством, то становится очевидным, что кто угодно может сформировать и зарегистрировать любую образовательную организацию, что за согласование и утверждение статуса образовательной организации следует готовить взятки, а сам проект закона подготовлен либо недостаточно компетентными людьми, либо лицами, заведомо готовящими себе поле для коррупции.

Особо хотелось бы обратить внимание на то, что образование должно стремиться не только к узкой специализации, но и обязательно к приобретению междисциплинарного знания. А это в современной российской образовательной системе не рассматривается и не решается, хотя является важным для подготовки высококвалифицированных специалистов мирового уровня.

Все проблемы, связанные с жизнедеятельностью человека и общества, носят междисциплинарный характер. Именно по этой причине узкие специалисты никогда не добиваются серьезных результатов и, как правило, являются обслуживающим персоналом. Поэтому процесс приобретения междисциплинарного знания для образования должен строиться не на основе изучения отдельных дисциплин, а на основе изучения и разрешения конкретных ключевых проблем общества, которые всегда междисциплинарны.

В этой связи статус и организационная форма академии и университета чрезвычайно важны. Академии сегодня, к сожалению, все более приобретают узкодисциплинарный характер, а университеты не соответствуют содержанию универсального образования. Под универсальным образованием следует понимать предоставление комплекса естественнонаучных, технических, социальных знаний. Именно поэтому на начальном этапе все студенты должны получать хотя бы минимальные естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, независимо от будущей специализации.

Только молодые люди с хорошо сформированным системным мышлением в состоянии создавать свой высокоэффективный и перспективный бизнес. Только люди с таким мышлением являются самодостаточными. Именно по этой причине статус университета и статус академии не могут быть размытыми и неопределенными и назначаться учредителями, которые сами далеко не всегда достаточно образованы. А авторами школьных учебников должны быть самые выдающиеся ученые нашей страны, самые яркие выдающиеся деятели литературы и искусства.

Андрей Городнов, ТПП-Информ
Источник: tpp-inform.ru
Разделы сайта Наверх