П.А. Карасев
ЭЛЕМЕНТЫ НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ В ШКОЛЕ
Пособие для учителей
Москва «УЧПЕДГИЗ» 1955
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
Глава I. Пространственные представления детей в дошкольном возрасте
§ 1. Первые пространственные впечатления
§ 2. Игры
Глава II. Положение геометрии в начальной школе в настоящее время
§ 3. Замечания о программах и учебниках
§ 4. Высказывания советских педагогов о работе по геометрии в семилетней школе (V—VII классы)
§ 5. О трудностях при изучении начала систематического курса геометрии в VI классе
Глава III. Отличительные черты курса наглядной геометрии в начальной школе
§ 6. Особенности начальной школы, благоприятствующие введению наглядной геометрии
§ 7. Введение наглядной геометрии в начальную школу — первый шаг осуществления политехнизации школы
§ 8. Цели концентра наглядной геометрии
§ 9. Содержание курса наглядной геометрии
§ 10. Связь наглядной геометрии с арифметикой
§ 11. Методика и дидактика
§ 12. Условия успешной постановки наглядной геометрии в начальной школе
§ 13. Учебно-наглядные пособия по геометрии: классные и индивидуальные
§ 14. Сборник упражнений по наглядной геометрии
§ 15. Подготовка учащихся к систематическому курсу геометрии
Глава IV. Наглядный метод изучения геометрии в начальной школе
§16. Живое созерцание
§ 17. Элементарные наглядные пособия по геометрии. Движение как средство расширения и обогащения зрительных впечатлений
§ 18. Нить (шнурок, верёвка)
§ 19. Листок бумаги
§ 20. Палочки (полоски, лучинки)
§ 21. Комбинации и уточнение элементарных наглядных пособий
§ 22. Демонстрационная доска (стенд). Её устройство и изготовление
§ 23. Назначение и применение демонстрационной доски в начальной школе
§ 24. Поддержание активности учащихся на уроках наглядной геометрии
§ 25. Индивидуальные пособия по геометрии и методика их применения
§ 26. Геометрические игры
Глава V. Построение геометрических фигур и их моделей в младших классах начальной школы
§ 27. Различные способы построения геометрических фигур и их моделей
§ 28. Квадратная сетка. Её дидактическая роль при изучении наглядной геометрии и арифметики
§ 29. Изготовление цветных квадратов
§ 30. Цветные квадраты как счётный материал
§ 31. Глазомерная игра с цветными квадратами
§ 32. Цветные квадраты при изучении чисел второго десятка
§ 33. Упражнения на построение прямоугольников и квадратов, проводимые после изучения действий в пределе
§ 34. Модели целых десятков
§ 35. Линии в окружающей обстановке
§ 36. Отрезки на демонстрационной доске
§ 37. Квадраты и прямоугольники на демонстрационной доске (план работы)
§ 38. Упражнения в черчении
§ 39. Изготовление пособия: части квадрата
§ 40. Комбинационные упражнения с частями квадрата
Глава VI. Построение геометрических фигур в старших классах начальной школы
§ 41. Общие замечания
§ 42. Построение моделей из полосок
§ 43. Перегибание листка бумаги
§ 44. Первые геометрические упражнения на перегибание листка бумаги
§ 45. Углы, образуемые перегибанием листка бумаги
§ 46. Треугольники, образуемые перегибанием листка бумаги. Их свойства
§ 47. Применение .частей квадрата" в старших классах
Глава VII. Линейные измерения
§ 48. Множество и сплошная величина
§ 49. Измерение длины
§ 50. Приборы для измерения длины
§ 51. Измерение отрезков в I классе
§ 52. Метр
§ 53. Сантиметр
§ 54. Дециметр
§ 55. Измерения дециметром. Раздробление и превращение
§ 56. Миллиметр. Таблица метрических мер длины
Глава VIII. Измерение площадей
§ 57. Измерения прямые и косвенные
§ 58. Измерение площадей прямоугольников
§ 59. Площади прямоугольников и квадратов (Типы задач и упражнений)
§ 60. Вычисление сложных прямоугольных площадей
§ 61. Соотношение между квадратным дециметром и квадратным сантиметром
§ 62. Квадратный метр
§ 63. Таблица метрических мер площади
§ 64. Площади треугольников
§ 65. Способы задания фигур на доске или в тетради с квадратной сеткой. Координаты точек
§ 66. Площади параллелограмма и ромба
§ 67. Площадь трапеции
§ 68. Деление прямоугольных фигур на равновеликие части
§ 69. Площади многоугольников произвольной формы
§ 70. Правила измерения площадей, показываемые на перегибании листка бумаги
Глава IX. Построения угольником и линейкой
§ 71. Общие замечания
§ 72. Отрезки. Углы. Треугольники
§ 73. Параллельные прямые
§ 74. Параллелограммы, ромбы, трапеции, многоугольники произвольной формы
§ 75. Образование параллельных линий перегибанием листка бумаги
Глава X. Примерное распределение материала наглядной геометрии по годам обучения в начальной школе
§ 76. Учебный материал по наглядной геометрии в 1 классе
§ 77. Методические указания к учебному материалу по наглядной геометрии в I классе
§ 78. Учебный материал по наглядной геометрии во II классе
§ 79. Методические указания к учебному материалу по наглядной геометрии во II классе
§ 80. Учебный материал по наглядной геометрии в III классе
§ 81. Методические указания к учебному материалу по наглядной геометрии в III классе
§ 82. Учебный материал по наглядной геометрии в IV классе
§ 83. Методические указания к учебному материалу по наглядной геометрии в IV классе
Скачать